Начинать ненавязчиво настраивать учащихся на осознанный выбор предмета на ГИА нужно не ранее 7 класса (у них за первый год изучения предмета сложилось хоть какое-то представление о предмете);
В 7-8 классах целесообразно проводить годовые работы по предметам (по выбору ГИА) для желающих попробовать свои силы. При этом учащийся может выбрать предмет для написания работы сам из списка входящих в ГИА, сдаваемых в новой форме. В этом случае на подготовительном этапе учащийся сможет обобщить и систематизировать знания по предмету. Объём работы 7-8 класса должен быть несколько меньше, чем на ГИА, но структура должна быть однотипна. Например, уровень А- 10 заданий, уровень В- 4-5 заданий, уровень С- 4 задания. Время написания работы - 120 минут;
Во время обучения учащимся предлагается набор элективных курсов, которые работают на предпрофиль и на проверку устойчивости интереса школьника к изучаемому предмету, к расширению его знаний, совершенствованию умений;
Для успешной сдачи ГИА учащийся должен освоить определённый алгоритм выполнения заданий ещё в 8 классе, чтобы иметь 2 года на их совершенствование, например, умение по усвоенному алгоритму составлять простой план рассказа;
Чтобы иметь определённый высокий результат, можно, начиная с 8 класса, практиковать принцип минимакса при выборе уровня выполнении домашнего задания, предлагая еженедельно в качестве расширения круг заданий, нацеленных на формирование универсальных учебных действий, облачая задания в форму, применяемую на ГИА и ЕГЭ;
Чтобы быть в курсе проблем, возникающих при сдаче ГИА, учитель должен проанализировать Информационные письма по итогам сдачи ГИА в текущем году. В них он найдёт множество подсказок, на какие «западающие» темы нужно обратить внимание;
Свою работу по подготовке учащихся нужно чётко спланировать во времени, чтобы успеть выполнить намеченное и уже с апреля месяца выполнять только тренировку тестов;
Изучение нового содержания по программе продолжается вплоть до конца мая, однако последний раздел целесообразно на занятиях по подготовке к ГИА изложить блочно, чтобы позже на уроке ребята, готовящиеся к ГИА, только бы повторили уже известный им материал;
Большую помощь при подготовке к ГИА может оказать работа учащихся с компьютерным тестирование с использованием программы «My Test», которая предоставляет учителю возможность самостоятельно заполнить тестовую базу содержания в выбором 1 и более верных ответов, с самостоятельным заполнением учащимся цифр, в необходимой последовательности (как в уровне В в тексте ГИА). Преимущества очевидны с точки зрения независимой оценки и проверки знаний. Программа сама считает количество верных ответов, время выполнения, выставляет оценку и фиксирует для учителя результаты выполнения теста конкретным учащимся.
Чтобы приучить учащихся к эффективному распределению времени на подготовку заданий уровня А и В, учитель может использовать компьютерную программу «My Test», выставив в ней предельно возможное время, которое учащийся может потратить на выполнение заданий уровня А.
При подготовке учащихся к ГИА учитель, на мой взгляд, не должен самостоятельно дублировать содержание материала, ранее (в 6-9 кл.) изученное на уроках, гораздо эффективнее будет давать задания учащимся по предварительной теоретической подготовке по теме (их всего 6 линий), рассмотрение теории и выполнение заданий по которой предполагается на занятии (консультации) по подготовке к ГИА.
При организации самостоятельного домашнего повторения при подготовке к ГИА предпочтительнее будет составление схемы, а не конспекта темы. При составлении теста учащийся не только анализирует содержание темы (или фрагмента текста), но и структурирует, выстраивает взаимосвязи данного материала с остальным, имеющимся в теме (или её части).
Важную роль в процессе подготовки к ГИА играет оперативность контроля, поэтому помощником может стать обмен информацией учитель-ученик посредством электронной почты (имеется возможность прикреплять достаточно большие файлы для учителя, а учитель может просто подчёркивать или обводить те места в материалах ученика, которые вызывают сомнения или требуют доработки).
Усвоение теории и сформированность навыков и умений по выполнению конкретных учебных задач должна быть на строгом постоянном контроле у учителя, именно эта информация должна быть открытой для родителей по подготовке их ребёнка к ГИА во время встреч-консультаций с родителями данной категории учащихся.
Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ, ГИА.
ЕГЭ, ГИА - форма итоговой аттестации, позволяющая оценить общую математическую подготовку учащихся за весь период обучения.
Материалы ЕГЭ и ГИА ориентированы на требования стандарта содержания среднего (полного) общего образования независимо от программ обучения и учебников, использованных в конкретном образовательном учреждении.
Успешность сдачи ЕГЭ и ГИА во многом определяется подготовкой учащихся к нему. Подготовку к ЕГЭ, ГИА необходимо вести в четырех направлениях:
Информационная подготовка начинается с ознакомления учащихся 8-9 и 10-11 классов с инструкцией по подготовке и участию будущих выпускников в ЕГЭ и ГИА:
- правила для сдающих ЕГЭ и ГИА;
- особенности структуры и заданий экзаменационных работ;
- правила заполнения бланков № 1и № 2;
- условия подача апелляций по процедуре и результатам экзамена;
- график проведения групповых и индивидуальных консультаций;
- график проведения консультаций с родителями выпускников.
Данная информация помещается в кабинете на стендах. Необходимо также вывесить решения демонстрационных вариантов ЕГЭ и ГИА с правильно заполненными бланками ответов № 1 и № 2.
Вся перечисленная информация должна быть доступна не только учащимся, но и их родителям.
Техническая подготовка заключается в разъяснении учащимся на уроках структуры КИМов ЕГЭ и ГИА.
Говоря о технической подготовке к экзаменам, следует остановить внимание на нетрадиционных установках при решении тестовых заданий, а именно: верное и качественное выполнение теста части 1 совершенно не требует никакого оформления в ходе решения на черновиках, в целях экономии времени.
Одним из моментов техники решения тестовых заданий является обучение постоянному самоконтролю времени, т. е. необходимо научить школьника экономии времени для решения заданий повышенного и творческого уровней.
Техника сдачи теста будет достаточно высока, если пойти следующими путями:
- при выполнении заданий части 1 пользоваться устным счётом и промежуточными вычислениями;
- давать оценку объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, делать разумный выбор этих заданий для первоочередного решения;
- пропускать те задания, которые не удаётся выполнить сразу;
- решение геометрических задач оставить напоследок, их решение требует много времени, и, как показывает практика, ученики менее бывают подготовлены по геометрии, нежели по алгебре, по алгебре и началам анализа.
Методическую подготовкуследует проводить в двух направлениях: тематической и по содержательным линиям курса математики.
1. Этап тематической подготовки необходимо начинать с 8 и 10 классов следующим образом: по каждой укрупнённой единице усвоения выстраивается логически взаимосвязанная система тренировочных классных и долгосрочных домашних заданий с соблюдением «правила спирали». «Правило спирали» как принцип движения от простого к сложному при постоянном возвращении к тому, что вызвало затруднение, это в равной мере относится и к организации повторения и к выполнению контрольного тестирования. Учащимся следует проговорить алгоритм «движения по спирали» (алгоритм размещается на стенде), состоящий в следующем:
- просмотреть всю экзаменационную работу от начала до конца. Затем в части 1 необходимо отметить для себя те задания, которые кажутся простыми, понятными и лёгкими (этот приём называют «ориентировка в тесте»). Именно эти задания необходимо выполнять в первую очередь;
- пробежать глазами оставшиеся задания из части 1 и отметить про себя задания, которые вам понятны. К ним можно перейти, когда завершите решения простых и понятных вам заданий также из части 1;
- просмотреть задания части 2. Необходимо отметить для себя задание, которое можно решить без особого напряжения, и перейти к нему сразу же после выполнения заданий части 1.
- после этого необходимо просмотреть часть 1 ещё раз и попробовать выполнить те задания, способ решения которых вы уже представляете.
- помнить: прежде чем написать ответ к решению задания необходимо вернуться к условию задачи и обратить своё внимание на вопрос «что требуется найти» (например, условие задачи начинается со слов «решите уравнение», а вопрос может быть таким «найдите сумму корней уравнения» или «найдите наибольший корень уравнения» или что-то другое.
Если некоторое задание вами «не решается», необходимо оставить его в покое и перейти к следующему. Такие подходы к каждому нерешенному заданию необходимо сделать несколько раз. Это и есть «движение по спирали»: возвращение к нерешенным заданиям и выбор тех из них, решение которых созрело к данному моменту.
Работая в режиме тематической подготовки, учащимся предлагаются диагностические работы (можно домашние долгосрочные), которые они выполняют после изучения соответствующей теории и отчитываются в собственном режиме.
2. Этап подготовки по содержательным линиям естественно следует начать в 9 и 11 классах (март-апрель-май), когда у учащихся накоплен запас общих подходов к решению основных типовых заданий и есть опыт в их применении на заданиях любой степени сложности. Учителем по каждой содержательной линии выстраивается система тренировочных тестовых заданий. Тренировочные тесты можно проводить как на классных, так и внеклассных (домашних) занятиях. Учащиеся постоянно работают в режиме самоконтроля времени над выполнением тестовых заданий. Этот режим будет очень сложен учащимся на первых порах, но, привыкнув к нему, они впоследствии почувствуют себя на экзаменах намного спокойнее и собраннее.
Долгосрочные домашние задания по некоторым тематическим и
содержательным линиям курса математики располагаются на рабочем стенде в кабинете математики (отчёт в собственном режиме).
Определяющим фактором успешной сдачи ЕГЭ и ГИА является целостное и качественное прохождение курса математики. Этап подготовки к экзамену по содержательным линиям способствуют выявлению и ликвидации проблемных зон в знаниях учащихся, закреплению имеющихся умений и навыков в решении задач, снижению вероятности ошибок.
Особое внимание в преподавании математики следует уделить регулярному выполнению упражнений, развивающих базовые математические компетенции школьников (умение читать и верно понимать условие задачи, решать практические задачи, выполнять арифметические действия, простейшие алгебраические преобразования, читать графики функций или их производные, действия с основными функциями и т.д.).
Необходимо обращать внимание на формирование в ходе обучения основ знаний и не форсировать продвижение вперед, пропуская или сворачивая этап введения новых понятий и методов. Важно для обеспечения понимания привлекать наглядные средства, например, координатную прямую при решении неравенств и систем неравенств, схему графика квадратичной функции при решении квадратных неравенств, графики при объяснении смысла понятий уравнения с двумя переменными, решения системы уравнений с двумя переменными.
Важно постоянно обучать приемам самоконтроля. Например, при разложении многочлена на множители полезно приучить учащихся для проверки выполнить обратную операцию; при построении графика функции уметь проконтролировать себя, опираясь на известные свойства графика и т.д.
Иными словами, подготовка к экзамену осуществляется не в ходе массированного решения вариантов – аналогов экзаменационных работ, а в ходе всего учебного процесса и в формировании у учащихся некоторых общих учебных действий, способствующих более эффективному усвоению изучаемых вопросов. На этапе подготовки к экзамену работа с учащимися должна носить дифференцированный характер. Учителю следует ставить перед каждым учащимся ту цель, которую он может реализовать в соответствии с уровнем его подготовки, при этом возможно опираться на самооценку и устремления каждого учащегося.
Таким образом, для организации непосредственной подготовки к ЕГЭ, ГИА учителю и будущему выпускнику рекомендуется, прежде всего, точнее определить целевые установки, уровень знаний и проблемные зоны, в соответствии с этим выработать стратегию подготовки. Можно условно выделить следующие целевые группы школьников.
Первая целевая группа– учащиеся с низким уровнем подготовки, фактически не освоившие материал основной (средней) школы. Наиболее важной проблемой, с которой может столкнуться учитель, будет отсутствие мотивации и базовых математических навыков.
Следует начинать организацию подготовки с повторения арифметического и алгебраического материала 5–6 классов, регулярно отрабатывая технику вычислений. Следует обратить особое внимание на решение практико-ориентированных задач, обучение внимательному чтению условий задач. Также целесообразно выявить имеющиеся твердые знания и навыки учащегося, и стараться повысить успешность выполнения заданий, опираясь на них. Аналогично проводить работу по программным материалам 7-го и далее классам.
Необходимо провести тренировочную работу, выявить сильные и слабые позиции математической подготовки каждого и работать с сильными позициями (закреплять то, что уже получается). Работа должна быть построена так, чтобы за месяц до итоговой аттестации закончить рассмотрение всех выбранных заданий с кратким ответом, совмещая работу с регулярным тематическим повторением и отработкой базовых математических навыков.
Раз в месяц можно проводить зачетную работу (классную, домашнюю, индивидуальную или групповую) по выбранным задачам из всех модулей части 1 ГИА (части 1 КИМов ЕГЭ, демонстрационный вариант, утверждённый 30.10.2013).
Общая цель такой работы – отработать решение выбранных заданий и вселить уверенность в учащихся, что нижний рубеж им по силам.
Вторая целевая группа –учащиеся (9класс), имеющие неплохой уровень базовой математической подготовки, но не намеренные поступать в ссузы, а желающие продолжить образование в старшей школе, (учащиеся 11-ых классов, не планирующие в дальнейшем поступление в вуз).
Работа должна быть построена так, чтобы за два месяца до итоговой аттестации закончить рассмотрение всех позиций каждых модулей части 1 ГИА, части 1 ЕГЭ и к моменту итоговой аттестации закончить систематическое повторение тем, соответствующих выбранным позициям частей 2 ГИА и ЕГЭ.
Раз в месяц можно проводить зачетную работу (классную или домашнюю) по задачам разных позиций частей 1. Для учащихся этой целевой группы желательно регулярное проведение тренировочных работ. Общая цель такой работы – сформировать навыки самопроверки и добиться устойчивого результата (на уровне ожидаемого) по работе с задачами первых частей, повторить темы, дающие возможность решения определенных позиций части 2.
Третья целевая группа –учащиеся, имеющие достаточный уровень базовой математической подготовки и планирующие в дальнейшем поступление в вуз.
Им следует, оценив текущий уровень знаний и собственные трудности в освоении курса, добиться надежного выполнения заданий части 1, а также определить круг заданий части 2 КИМов ГИА и ЕГЭ, которые они могут выполнить во время экзамена (ориентиром могут служить хорошо освоенные темы). Необходимо также уделить внимание тренировке безошибочного выполнения алгебраических преобразований и вычислений. Целесообразно потренироваться в выполнении задания С4, С5 КИМов ЕГЭ (с целью выполнения их хотя бы на 1–2 балла).
Общая цель такой работы – сформировать навыки самопроверки, добиться устойчивого результата по работе с задачами части 1 и дающие возможность решения определённого круга части 2 КИМов ЕГЭ и ГИА.
Четвертая целевая группа –учащиеся с высоким уровнем математической подготовки, планирующие в дальнейшем поступление в вузы с высоким конкурсом на математические специальности.
Учащимся следует определить задания части 2, вызывающие наибольшие затруднения, и работать над соответствующими темами. При этом целесообразно регулярно проводить тренинг по заданиям части 1, что будет способствовать не только снижению вероятности случайной потери балла на экзамене, но и повышению общей культуры вычислений, которая особенно важна при выполнении заданий с развернутым ответом.
Общая цель такой работы– формировать устойчивый результат в выполнении заданий части 2 КИМов ЕГЭ ГИА.